Выбор соответствующих масел крайне важен, поскольку двигатели в основном «умирают» вследствие износа,
возникающего из-за нагара, зимних низкотемпературных отложений, вызванных недостаточной циркуляцией чрезмерно вязкого масла, залёгших колец (маслоголодание), и т.п., а не из-за износа, например, полученного использованием масел с низким содержанием защитного пакета присадок ZDDP (фосфор, цинк). В современные моторные масла внедряются высокоэффективные присадки с небольшим содержанием в масле, например, трёхядерный молибден (молибден триммер) вместо двухядерного. Масла соответствуют новейшим допускам и обеспечивают надёжную защиту двигателей. Популярными так же становятся маловязкие масла xW-20, xW-30. Их лучшая текучесть, особенно на непрогретом двигателе, так же приводит к меньшему количеству отложений.
Применение низкозольных масел способствует поддержанию чистоты двигателя. И при выборе интервала
замены масла желательно руководствоваться правилом: лучше LowSAPS на 5 000 км., чем FullSAPS на 10 000 км. Более частая смена = более "чистое" масло = увеличенный ресурс двигателя.
API (American Petroleum Institute) - это американская система классификации масел. Для бензиновых
двигателей обозначается буквой «S» и дополнительной буквой по алфавиту для каждого нового класса (SL, SM, SN ).
Класс API SL – моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года.
В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в
многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению. Автомасла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.
Класс API SM – утвержден 30 ноября 2004 года.
Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с
классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC.
Класс API SN – утвержден 01 октября 2010 года.
Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для
совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное
энергосбережение. Масла, классифицируемые по API SN, приблизительно соответствуют АСЕА С, с поправкой на высокотемпературную вязкость.
ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) – это международный комитет по
стандартизации и апробации моторных масел. Был создан американской ассоциацией производителей автомобилей (ААМА) и японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA) с целью ужесточения требований, предъявляемых к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Масла, сертифицированные ILSAC, часто сертифицируются совместно с API.
Отличительные особенности масел по классификации ILSAC:
• энергосбережение и экономия топлива (по испытаниям ASTM, Sequence VIA);
• пониженная вязкость (2,6 - 2,9 мПа·с при температуре 150°С и скорости сдвига 10 6 с-1);
• малая испаряемость (по испытаниям NOACK или ASTM);
• фильтруемость в условиях низких температур (по испытаниям General Motors);
• стойкость к вспениванию (по испытаниям ASTM I-IV);
• высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов);
• защита систем снижения токсичности выхлопных газов (малое содержание фосфора).
На данный момент утверждены 5 категорий ILSAC: ILSAC GF-1, GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. В современных маслах класс ниже GF-4 уже не встречается.
ILSAC GF-4. Классификация утверждена 14 января 2004 года. Масла ILSAC GF-4 проходят тесты, схожие с
тестами API SM, кроме того, дополнительно проводятся испытания на топливную экономичность (ASTM D6837).
По сравнению с ILSAC GF-3, новая спецификация обладает следующими улучшениями:
• повышена экономия топлива;
• уменьшена испаряемость масла;
• выше стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации;
• более жёсткие требования к содержанию фосфора не более 0,08% в объёме, который влияет на системы
снижения токсичности выхлопных газов;
• высокое содержание модификатора трения;
• улучшены моющие свойства.
ILSAC GF-5. Классификация утверждена 22 декабря 2009 года. Масла, удовлетворяющие требованиям ILSAC
GF-5, повышают эффективность всех узлов пассажирских автомобилей: от свечи зажигания до выхлопной трубы. Согласно заявлениям Комитета ILSAC, улучшения производительности положительно повлияют на производителей масел, автопроизводителей, автовладельцев и на окружающую среду.
Масла ILSAC GF-5 предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от
высокотемпературных отложений, высокие требования предъявляются к шламообразованию. У данного класса масел так же повышенная совместимость с уплотнительными материалами.
По сравнению с ILSAC GF-4, новая спецификация обладает следующими улучшениями:
Классификация ACEA - Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile (Ассоциация Европейских
Производителей Автомобилей). В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe.
Последняя редакция классификации моторных масел ACEA принята в 2012 году. Для бензиновых двигателей
обозначается буквой «А» и дополнительно арабской цифрой (А1, А3, А5).
ACEA A1. Масла со стабильной вязкостью, предназначенные для использования с увеличенным интервалом
замены в бензиновых двигателях для легких автомобилей, специально разработанных для использования совместно с обеспечивающими низкое трение маловязкими маслами с высокотемпературной сдвиговой вязкостью 2,6 мПа·с для xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПа·с для всех остальных классов вязкости.
ACEA A5. Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными
интервалами между сменами масла в бензиновых двигателях с высокой производительностью легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с).
В каждом классе содержатся требования, предъявляемые к моторным маслам. Ниже приведены основные
требования, которые можно видеть в результатах испытаний моторных масел, и на которые следует ориентироваться:
API SL
Фосфор ≥ 800 мг/кг (для масел ILSAC GF-3)
Фосфор ≤ 1000 мг/кг (для масел ILSAC GF-3)
API SM
Фосфор ≥ 600 мг/кг
Фосфор ≤ 800 мг/кг (для масел ILSAC GF-4)
Сера SAE 0W и 5W ≤ 0,5% (для масел ILSAC GF-4)
Сера SAE 10W ≤ 0,7%
API SN
Фосфор ≥ 600 мг/кг
Фосфор ≤ 800 мг/кг (для масел ILSAC GF-5)
Сера SAE 0W и 5W ≤ 0,5% (для масел ILSAC GF-5)
Сера SAE 10W ≤ 0,6% (для масел ILSAC GF-5)
Требования ACEA | А1 | А5 |
Высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига ( HTHS), мПа·с | ≥ 2,9 и ≤ 3,5; xW-20 ≥ 2,6 | ≥ 2,9 и ≤ 3,5 |
Сульфатная зола, % | ≤ 1,3 | ≤ 1,6 |
Фосфор, мг/кг | - | - |
Сера, % | - | - |
Щелочное число, мгКОН/г | ≥ 8,0 | ≥ 8,0 |
Фосфор – элемент противоизносной присадки. Но его повышенное содержание в моторном масле ведёт к
выходу из строя современных систем нейтрализации выхлопных газов.
Сера – элемент присадки, улучшающей смазывающие свойства масла. Повышенное содержание серы так же
пагубно влияет на катализаторы.
Щелочное число TBN (Total Base Number) - показатель способности масла нейтрализовать продукты
окисления, образующиеся в результате сгорания топлива, «старения» масла. Так же говорит о моющих свойствах масла. Чем выше щелочное число, тем масло «живучее». Значение щелочного числа зависит от количества присадок добавляемых в масло.
Сульфатная зольность (sulfated ash) - это показатель содержания присадок, в основном органических
соединений металлов. Сульфатная зольность является прямым показателем количества присадок в масле, поэтому присутствие присадок проверяется именно по сульфатной зольности. Довольно высокая сульфатная зольность моторных масел (по сравнению с другими маслами) в основном обусловлена наличием в их составе моющих присадок, содержащих металлы. Эти присадки необходимы для предотвращения отложений на поршнях и придания маслам способности нейтрализовывать кислоты. Излишне зольное масло приводит к образованию отложений в камере сгорания, неблагоприятно влияет на работоспособность свечей зажигания, способствует повышенному износу деталей вследствие абразивного воздействия на поверхности трения.